Посёлок городского типа Диксон расположен на севере Красноярского края по обоим берегам пролива Вега: на западной оконечности Берега Петра Чичагова у устья Енисейского залива и острове Диксон. Диксон — самый северный населённый пункт нашей страны. Севернее есть только вахтовые посёлки, гарнизоны, погранзаставы и полярные станции, не имеющие постоянного населения. Аэропорт Диксон — самый северный аэропорт России, до которого можно купить билет.
Расстояние от Диксона до районного центра Дудинки 685 километров, до краевого центра Красноярска — 2507 километров, до Северного полюса — 1835 километров.
Датой основания посёлка считается 1915 год, когда на острове Диксон была устроена база для помощи судам «Таймыр» и «Вайгач» Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана с запасами угля, провизии и 15-киловаттной радиостанцией. 7 сентября (25 августа) 1915 года радиостанция Диксон впервые вышла в эфир и установила связь с Исакогорской радиостанцией около Архангельска. Эта дата считается днём основания посёлка Диксон. Однако освоение острова Диксон началось существенно раньше.
Ещё в начале 17 века остров был открыт поморами, которые называли его Долгий или Кузькин. Штурман Обь-Енисейского отряда Федор Алексеевич Минин в 1738 году обнаружил здесь удобную, защищённую от ветров бухту, а остров назвал — Большой Северо-Восточный. Современное название острову дал в 1875 году шведский геолог и полярный исследователь Нильс Адольф Эрик Норденшёльд в честь промышленника Оскара Диксона, оплатившего его экспедицию. В 1894 году название Диксон было окончательно официально закреплено в ходе гидрографической экспедиции А. И. Вилькицкого. В 1901 году на берегу появилось первое строение, это был деревянный угольный амбар, построенный полярным исследователем Э. В. Толлем в ходе экспедиции на яхте «Заря». С этого времени Диксон стал рассматриваться как удобная угольная база для арктических экспедиций.
В 1933 году радиостанция Диксон переходит в подчинение Главному управления Северного морского пути, а Приказом ГУСМП № 74 от 22 мая 1934 года начато строительство морского порта. В 1934-36 годах были построены порт, самый мощный в Арктике радиоцентр, посёлок на материковой части. В 1933 году на Диксоне организуется медпункт, а с 27 октября 1934 года начинает работу районная больница.
В августе 1942 года недалеко от посёлка произошёл бой с немецким рейдером «Адмирал Шеер». Это был единственный бой с вооружёнными силами вермахта на территории Сибири (за Уралом). Несмотря на подавляющее превосходство в артиллерии и нанесённый существенный ущерб, благодаря доблести и самоотверженности защитников Диксона немецкому кораблю не удалось достичь поставленных целей.
Численность населения Диксона достигла максимума в середине 1970-х годов, когда она превысила 5000 человек и с тех пор сокращается. В 2021 году в Диксоне проживали 319 человек постоянного населения. В связи с сокращением населения все жители островной части посёлка были переселены в материковую часть, островная часть сейчас — нежилая. Всё жильё в посёлке является государственной (муниципальной) собственностью и не подлежит приватизации. Управление жилищно-коммунальных хозяйством осуществляет МУП «Диксонсервис».
Диксон находится почти посередине Северного морского пути и имеет большое значение для арктической навигации. И хотя с уходом угольных пароходов Диксон утратил значение как бункеровочная база, его значение для навигации не уменьшилось. Диксон и сейчас необходим для получения метеоданных и ледовой разведки, для обеспечения радиосвязи, для оказания медицинской помощи, для эвакуации людей в случае аварий, как бухта, в которой суда могут укрыться и даже при необходимости зазимовать. Без Диксона нормальная эксплуатация Северного морского пути будет невозможна.
Пассажирское сообщения Диксона с окружающим миром — только по воздуху. В зависимости от сезона один-два раза в неделю компания «Красавиа» выполняет на самолёте Ан-24 рейс из аэропорта Алыкёль (Норильск). Морского и речного пассажирского сообщения с Диксоном нет. При планировании поездки надо меть в виду, что погода в Арктике — неустойчивая и в любое время года аэропорт Диксон может закрыться метеоусловиями даже на несколько дней. Аэропорт Алыкёль тоже достаточно часто закрывается метеоусловиями. Аэропорт находится на острове из аэропорта в посёлок зимой прокладывают ледовую дорогу и перевозят людей автотранспортом, а летом через пролив летает вертолёт, причём проезд на вертолёте — бесплатный. Для полёта из посёлка в аэропорт надо предварительно записаться в администрации посёлка.
Единственный мобильный оператор на Диксоне — «Билайн», голосовая связь обеспечивается удовлетворительно, а вот мобильного интернета практически нет, отправка/получение текстовых сообщений в мессенджере может занимать полдня, о посещении сайтов и даже проверке почты вообще не может быть и речи. Проводной интернет идёт через спутниковые каналы, его качество, по словам местных жителей, весьма посредственное, приезжим он недоступен.
Из-за отсутствия интернета оплата банковскими картами невозможна, единственный банкомат — в отделении Сбербанка, снятие наличных и оплата картами других банков — с комиссией, так что лучше позаботиться о достаточном количестве наличных ещё на материке.
Гостиницы в посёлке нет. Гостиница аэропорта на острове прекратила своё существование. Вместо гостиницы приезжие могут снять квартиру через МУП «Диксонсервис», контора которого находится в здании «Востокугля». В квартирах имеются полноценных кухни, что компенсирует отсутствие каких бы то ни было предприятий общественного питания. Надо иметь в виду, что продукты на Диксон везут самолётом, из-за чего они стоят очень дорого (цены в два-три раза выше московских), так что лучше продукты по возможности привезти с собой.
Люди в посёлке — в высшей степени приветливые и доброжелательные. Мне там не пришлось столкнуться даже с малейшими проявлениями отчуждения, высокомерия или агрессивности ни со стороны простых людей, ни со стороны чиновников. И вообще на Диксоне во всём ощущается спокойствие и безопасность.
Архитектура Диксона относится к двум историческим периодам: деревянный сталинский ампир и бетонные коробки 1970-х годов. К сожалению, деревянные здания заброшены и постепенно разрушаются. Есть и одно современное здание из чёрного стекла — здание «Востокугля», которое смотрится довольно таки чужеродно. Самое интересное здание в посёлке — неэксплуатируемое здание управления порта, образец деревянного сталинского ампира в пока ещё приличном состоянии. Другой интересный образец сталинского ампира — дом культуры на острове, тоже неэксплуатируемый. Асфальтового покрытия дорог на Диксоне нет, улицы засыпаны котельным шлаком, который производит большое количество чёрной пыли.
Окраины посёлка сильно захламлены, особенно металлоломом. Но это — проблема не только Диксона, но и всей Арктики. Стоимость вывоза металлолома из тех мест многократно превышает стоимость самого металлолома. Прочий мусор вывезти оттуда тем более экономически невозможно, а климат Арктики способствует консервации мусора на десятилетия и века.
Диксон находится в погранзоне, получение пропуска обязательно, пропуск проверяют прямо в аэропорту, при отсутствии пропуска — штраф и обязанность покинуть Диксон ближайшим самолётом. Получить пропуск можно через сайт госуслуг, однако оформление занимает значительное время, поэтом отправлять заявку надо не менее, чем за три-четыре месяца, а лучше — за полгода.